ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Каждая эпоха дарила человечеству людей, чьи идеи оказывались неподвластны метроному времени. Неподвластны потому, что в них не было политической конъюнктуры, в них не было скоропреходящих идеологических реверансов. В них было вечное — попытка постижения тайн Вселенной, постижение тайны, имя которой Человек.
Эти люди перерастают свои едва помещающиеся на страницу социальные звания и регалии, и их индивидуальностям оказывается слишком тесно в рамках социальных установок. К этим людям относится и профессор Анатолий Михайлович Зимичев. Его, следуя конфуцианской традиции, можно назвать просто Великий учитель.
Анатолий Михайлович — человек с невероятной судьбой, современник и живой свидетель эпох Сталина, Хрущева, Брежнева и новейшей истории России последних лет. Мастер невозможного, расширивший своими исследованиями и самой своей жизнью традиционные представления о пределах человеческого развития до новых широт. Человек с невероятной эрудицией, который в век тонкой специализации и дифференциации научного знания поставил перед собой задачу — собрать воедино все знание о мире. Его энциклопедические знания в психологии, медицине, физиологии, физике, химии, технике, экономике, юриспруденции, истории, лингвистике, философии, математике поражают и студентов, и аспирантов, и маститых ученых. Но знания, как, впрочем, уверяет сам А. М. Зимичев, вторичны. Первичным и главным является понимание. Ибо (вторя Розанову) «Понимание — суть познания».
И этот приоритет наглядно проявляется в неподражаемом стиле изложения представленного в книге материала. Стиле, вступающим в вопиющий контраст с привычным тяжеловесным наукообразием. Это умение сказать удивительно просто о самом сложном и поразительная ясность изложения. Как признается сам автор, «если нельзя изложить идею так чтобы она была доступной для школьника 7–8 класса, то нечего там и понимать».
«Попавшими в вечность» являются и представленные в этой книге на суд читателя идеи Анатолия Михайловича Зимичева, кристаллизовавшие в себе опыт психологического познания человечества и выводящие его на принципиально новый научный уровень — уровень фундаментальных психолого-политических законов поведения отдельного человека и социальных групп. Психолого-политические законы мироздания порой куда менее очевидны для наблюдателя, чем, скажем, закон всемирного тяготения, но при этом столь же неотвратимы в своих социально-политических следствиях. Понимающий и учитывающий эти законы обречен на то, чтобы выигрывать практически в любой социальной ситуации. И каждый гражданин России, по глубокому убеждению А. М. Зимичева, может и обязан стать сегодня таковым: гармоничным, конкурентоспособным, преуспевающим. Он обязан стать человеком, который умеет все. Стать ситуативным лидером в первой — второй — третьей — десятой — сотой ситуации. Стать тем, за кем пойдут, тем, к кому будут относиться с любовью и доверием.
Ключ к развитию или деградации отдельного человека, процветанию и миру или нищете и войне социальных общностей, ключ к управлению всеми глобальными процессами человечества, ключ к господству над миром лежит прежде всего в воспитании и образовании. Как любит повторять на лекциях А. М. Зимичев: «Великий учитель не учит предмету. Великий учитель не учит ученика. Великий учитель учит Поднебесную, то есть создает такую среду, такие условия, в которых интересно становится его ученикам. И Поднебесной для великого учителя в пределе может стать весь окружающий мир».
Научное творчество Анатолия Михайловича Зимичева в целом довольно мало знакомо широкому кругу читателей. Его «Психология политической борьбы» сразу же после выхода из печати стала раритетом, а остальные работы оказались доступны и вовсе лишь очень ограниченному кругу специалистов. Эта книга должна исправить существующее положение, и благодаря ей многие наконец получат возможность в общих чертах ознакомиться с развитием идей автора..
Структура данной книги представлена тремя разделами, каждый из которых вобрал в себя на сегодняшний день целую плеяду научных направлений: инженерная психология, психология труда и профессиональная подготовка; педагогическая психология и акмеология; политическая и гражданская психология.
Выступая продолжателем системного подхода И. И. Бецкого, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, А. М. Зимичев фактически создал целостную систему взглядов, охватывающую важнейшие вопросы человекознания в аспекте воспитания и образования гражданина. Концепция А. М. Зимичева отличается удивительной внутренней стройностью. При всей разноплановости вопросов их изложение каждый раз на новом витке расширяет и углубляет изложенное ранее. В этой концепции нет эклектики, она выстроена на единой методологической основе. Такой основой стали психологическая структура формирования навыков; целевая модель личности, рассматривающая личность через призму трех взаимосвязанных начал: биологического, социально-биологического и социального; акмеологическая таксономия целей жизнедеятельности и психологическая модель этноса.
А. М. Зимичев по праву считается одним из основателей российской политической психологии, акмеологии и основоположником гражданской психологии. Им создан интегративный подход к политике, который рассматривает политику как деятельность, направленную на формирование, развитие или разрушение этноса. Определены психологические законы, которые определяют жизненный цикл существования этноса, его жизнеспособность, сплоченность, взаимодействие с другими этносами, психологические основы политической борьбы. Впервые поставлен вопрос научных оснований формирования гражданской психологии, описан механизм формирования мироощущения человека как представителя конкретного государства, вскрыты механизмы влияния этноса на становление личности и соотнесение этнических ценностей с представлениями о гражданственности.
Акмеология благодаря трудам автора встала на прочную естественно-научную методологическую основу. Из принципиальных разработок здесь следует назвать акмеологическую таксономию целей жизнедеятельности человека и психотехнологии развития личности.
Творчество А. М. Зимичева в сфере психологии отличается многообразием тем и областей. В рамках психологии управления им созданы психологические основы делегирования прав и ответственности подчиненным, программированный управленческий тренинг, использование гибких автоматизированных систем в подготовке кадров управления. На базе психологии труда он принимает участие в создании такого направления, как психология наставничества. Им разрабатывается и внедряется методика проектирования трудового коллектива как социально-педагогической системы. Исследования, проводимые в области психологии рекламы, увенчались открытием закона приоритета профессионально значимой информации в рекламе, получившего широкое признание отечественных и зарубежных практиков.
Революционными оказались и разработки А. М. Зимичева в области психолингвистики, показавшие наличие качественных преимуществ в адекватности и продуктивности мышления носителей идеографических языков в сравнении с носителями логографических языков. И уж совсем перечеркнули традиционные стереотипы исследования, показавшие психологическую несостоятельность традиционных методик обучения разговорному иностранному языку. «Выдвижение на первый план чтения литературных памятников на языках, ставших впоследствии «мертвыми», — пишет А. М. Зимичев, — ставило во главу угла методики преподавания одну задачу — перевод. В дальнейшем практика преподавания мертвых языков была целиком перенесена на условия преподавания иностранных языков вообще, а задача иноязычного общения формировалась спонтанно, в условиях языковой среды». И далее: «Самая совершенная в методическом отношении система преподавания заранее обречена на неудачу, если направлена на формирование речевого навыка (письменной и устной речи) через обучение грамматическим правилам. Такая система несостоятельна методологически, блестящий с точки зрения лингвистической подбор упражнений не поможет, так как он бессмыслен с точки зрения психологической. Он бессмыслен также и логически, так как единицы языка связаны между собой функциональными зависимостями, и именно эти зависимости подлежат изучению, а единицы речи обусловлены причинноследственной зависимостью и никак не изучаются». Но мало выявить проблему, необходимо найти способ ее эффективного решения. И такой способ был найден. Изобретения и находки автора легли в основу проектирования автоматизированной системы, ускоренно обучающей иностранному языку.
Самостоятельным прикладным направлением стали исследования, посвященные феномену фатической речи. Разработанные автором психотехнологии использования фатической речи показали блестящие результаты при подготовке журналистов.
Однако основной интерес автора был сосредоточен в области воспитания и образования гражданина, акмеологических психотехнологий личностного и профессионального роста. Что позволяет человеку достигать вершин? Что способно обеспечить ему процветание и развитие? Что составляет методологию элитарного образования? Неслучайно именно данные проблемы стали магистральной темой научного творчества А. М. Зимичева.
Еще в 1976 г. автором была поставлена проблема создания автоматизированной системы обучения — «Класса без учителя», которая позволяла бы управлять познавательными, эмоционально-мотивационными и психомоторными процессами за счет полимодальных воздействий. И такая система была создана и стала известна в мире как уникальная эффективнейшая обучающая психотехнология под названием ГАОС — гибкая автоматизированная обучающая система. Поражающая воображение результативность ГАОС оказалась возможной благодаря специальной организации учебного материала на основе управления состоянием человека (его работоспособностью, активностью). Результаты экспериментальной апробации ГАОС выявили и еще одну поразительную закономерность: сам факт отсутствия преподавателя способствует улучшению качества обучения.
В основе ГАОС лежали разработки фундаментальных основ интенсификации и автоматизации учебного процесса на психолого-педагогическом и нейрофизиологическом уровнях, основных принципов и методики создания этих систем. Открыт эффект итеративности биоэлектрических сетей жизнедеятельности как механизм создания корковых структур с запечатленными в них информационными алгоритмами и образами.
В основу данной книги легли избранные труды автора разных лет, отражающие становление оригинальной авторской концепции Гражданина как предмета воспитания и обучения. Дискуссионность и объективная сложность поднимаемых в книге проблем и предлагаемые автором принципиально новые пути их решения ставят данную книгу в число наиболее актуальных на сегодняшний день. Особенно актуальной она становится сейчас, когда на множество сложнейших социальных вопросов молодежь пытается найти упрощенные ответы, подменяя глубокий научный анализ и прогнозирование современных социально-политических реалий банальными идеологическими клише. Хочется верить, что публикация данного сборника трудов известного русского психолога А. М. Зимичева послужит становлению гражданского самосознания в России.
Подводя итог сказанному, можно было бы рекомендовать книгу всем желающим понять, что же такое Человек. Особый интерес работа представляет для специалистов и широкого круга читателей, интересующихся проблемами общей психологии, психологии труда, организационной психологии, педагогической психологии, психолингвистики, социальной и политической психологии, педагогики, политологии, социологии.