Аннотация: В статье рассматриваются проблемы российской идентичности в контексте авторской концепции полиментальности общества. Специально анализируются проблемы ценностно-ментальной идентичности и полиментальности российских психологов, а также социальная справедливость как принцип достижения адекватной идентичности, патриотизма и национальной безопасности в стране. При этом используются данные эмпирических социологических и социально-психологических исследований, выполненных автором, его сотрудниками и коллегами.
Ключевые слова: Российская полиментальность, ценностно-ментальная идентичность, основные российские менталитеты, национальная безопасность, социальная справедливость
Annotation: The article considers the problem of Russian identity in the context of the author’s conception of polimetality of the society. The author specially examines problems of value-mental identity and polimentality of Russian psychologists , as well as social justice as a principle of achieving adequate identity, patriotism and national security in the country. At the same time, the data of empirical sociological and socio-psychological research carried out by the author, his staff and colleagues, are being analyzed.
Keywords: Russian polymentality, value-mental identity, basic Russian mentalities, national security, social justice.
Следует специально рассмотреть проблемы ценностно-ментальной идентичности, идентификации современных российских психологов. Психология, как и другие науки, методологически связана с философией, а как гуманитарно-социальная наука – с менталитетом общества и идеологией государства [ 9 ]. Если в советскую эпоху психологическая наука была только марксистской, основанной на теории исторического материализма, то в постсоветское время, когда признается идеологическое разнообразие, психология стала плюралистической. Вместе с тем, в любом обществе, раньше, скорее имплицитно, а ныне, всё более эксплицитно, существует полиментальность (термин, введенный автором) – одновременное наличие разных исторически сложившихся типов менталитетов [ 8 ]. Каждому менталитету соответствует определенный ценностно-ментальный тип личности (например, как мы это показали художественной, метафорической моделью российской полиментальности являются образы четырех братьев Карамазовых из одноименного романа Ф.М. Достоевского) [ 7 ].
Психологи, как и все люди, подвержены ценностно-ментальной зависимости (осознанной и неосознанной). По мнению американского социального психолога Д. Майерса: «Совершенно естественно и неизбежно, что предшествующие убеждения и ценности будут влиять на то, что думают и о чем пишут социальные психологи» [ 3 , с. 38]. А создатель первых в нашей стране лаборатории (1962 г.) и кафедры (1968 г.) социальной психологии в Ленинградском (Санкт-Петербургском) университете Е.С. Кузьмин отмечал, что «исходным пунктом исследования являются общие методологические установки, которые всегда имеют место у исследователя, независимо от того, сознаёт он их или нет» [ 2, c.15]. В среде профессиональных легитимных российских психологов (нельзя забывать и о нелегитимных «самозванцах», присутствующих в сфере этой деятельности) обнаруживаются представители всех основных менталитетов нашей авторской типологии [ 10, 11 ].
Так, продолжают достойно работать психологи-патриархи советской эпохи, принадлежащие к социалистическому (просоциально-коллективистскому) менталитету, и их ученики. В процессе перестройки возникла и развивается христианская (православная) психология, представители которой ориентируются на религиозные ценности и нормы. С этим направлением ментально связаны психологи, разрабатывающие духовно-нравственные проблемы, прежде всего, в Институте психологии РАН и в РГПУ им. А.И. Герцена. Но, пожалуй, самой многочисленной группой, особенно среди молодых психологов, в настоящее время являются последователи всевозможных западных школ и направлений, ориентированные на либеральные и потребительские ценности западного общества. Многие психологи этого типа являются приверженцами коммерческой психологии, связанной с практикой тренингов, активных методов, а также манипулятивных технологий, в основном заимствованных за рубежом и чаще всего не учитывающих ценностно-ментальную специфику российского общества. Существует и нелегитимная, шарлатанская «психология», связанная с деятельностью всевозможных экстрасенсов, астрологов и даже откровенных «магов» и «ведуний», при этом некоторые из них ссылаются на университетское психологическое образование (!?). Весьма примечательно, что подобная деятельность широко представлена и рекламируется на телевидении и в прессе. Наконец, имеются и представители эклектической психологии, пытающиеся сочетать в своих работах разные школы и направления, порожденные различными ценностно-ментальными источниками. В результате их подход выступает как новое, пока дискуссионное, постмодернистское направление.
Как свидетельствует анализ данных репрезентативных социологических исследований (ВЦИОМ, ЛЕВАДА-центр, ФОМ и др.), в том числе, проведенных под руководством автора [ 6, 11 ], среди населения России преобладают просоциально-коллективистский и российско-православный менталитеты (вместе взятые — свыше 75% населения). Думается, что легитимное профессиональное сообщество российских психологов должно учитывать эту ценностно-ментальную идентичность большинства народа России, а также осознавать и собственную идентичность. В результате возникает несомненно очень значимая проблема, которая требует своего научно-адекватного и профессионально-этического решения . Насколько сообщество российских психологов ценностно-ментально совместимо с народонаселением России? При отсутствии такой совместимости у многих психологов-практиков и их клиентов (кстати, по латыни клиент — послушный, покровительствуемый) или пациентов могут возникнуть и возникают неадекватные духовно-нравственные отношения вплоть до конфликтных. О противоречиях между идеологией капитализма, бизнеса, конкуренции и принципами христианства, братской любви, человечности писали ещё более полувека назад такие психологи как К. Хорни, Э. Фромм, В.Франкл. Грандиозный духовно-нравственный кризис западного общества, в частности, так называемую сексуальную революцию ХХ века, великолепно проанализировал великий социолог и социальный психолог Питирим Сорокин [ 12, 13 ].
Теперь мы в России идем по той же капиталистической стезе и в чем-то «превосходим» наших западных «партнеров». Одновременно, у нас разыгрывается очередной российский драматический акт противостояния «западников» и «почвенников». В психологической корпорации это противоборство видно невооруженным глазом. Правда, ныне это точнее можно назвать конфликтом «патриотов» и «глобалистов». Как обычно, ёрничая и пародируя в русле уже традиционного постмодерна, аналогичный конфликт смоделировал В. Пелевин в своем новом романе «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами» (2017 г.). Самое любопытное, что Пелевин очень наглядно-сатирически обнажил главные ценности «западников»: мамона-злато, «основной инстинкт» и США. И как же психологу-западнику взаимодействовать с православным почвенником-клиентом или, наоборот, почвеннику-психологу взаимодействовать с клиентом-западником? В университетах психологи-западники превалируют и готовят себе соответствующую смену. Поэтому диалектический баланс нарушается и недальновидные «западники»-подражатели работают на свой собственный крах, тем более в условиях приближающегося общецивилизационного краха капитализма [17]. К тому же российское общество становится всё более поляризованным, закон поляризации Питирима Сорокина подтверждается (чего стоит хотя бы общественный конфликт, в связи с содержанием фильма «Матильда», который должен выйти на экраны в октябре 2017 года, накануне 100-летия Октябрьской социалистической революции).
Остановимся на современной социально-психологической ситуации в стране и возможностях её позитивного развития. Напомним, что 29 мая 2015 г. Премьер-министр РФ подписал распоряжение «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Приоритетами государственной политики в сфере воспитания является «формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России» (курсив наш – В.С.) [ 15 ]. Это означает, что духовно-нравственное и патриотическое воспитание, наконец-то, возвращается во все учебные заведения. 31 декабря 2015 г. В.В. Путин подписал Указ Президента № 683 «О стратегии национальной безопасности РФ» [ 14 ], в которой в разделе «Культура» впервые четко и однозначно говорится о том, что к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности в области культуры относятся: «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности, сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны» (курсив наш – В.С.). При этом «к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины». Стратегия становится, по сути, российской идеологией, на основе которой можно возрождать и укреплять российскую идентичность (искаженную либералами-западниками) и присущий нашему народу традиционный менталитет [ 4 ], ядром которого является социальная справедливость.
Ещё Аристотель утверждал, что «справедливость является величайшей из добродетелей… Общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности» [ 16, с.91]. Ф.М. Достоевский писал: «Высшая и самая характерная черта русского народа – это чувство справедливости и жажда её» [1 , с.549]. Однако этим аксиомам противостоит финансово-имущественная поляризация современного общества, противоречащая конституционному положению о том, что Россия является социальным государством. Как показывают результаты социологического исследования «Левада-центра» в июне 2016 г., сильнее всего россияне ощущают противоречия между богатыми и бедными (76% опрошенных), затем по напряженности следуют отношения между начальством и рядовыми работниками (65%). Научные исследования показывают, что в современной России общество социальной справедливости прежде всего востребовано представителями коллективистско-социалистического и православного менталитетов, составляющими большинство наших граждан. Членов этих социальных сообществ объединяют ценности справедливости, патриотизма, коллективизма (общинности), веры, русской культуры и языка [11, 2015]. Самое глубокое несогласие и противостояние наблюдается между представителями названных групп и носителями либерально-индивидуалистического (прозападного) менталитета, для которых характерна выраженная направленность на ценность денег и гораздо меньший интерес к вере и справедливости. Противоречия между этими, условно говоря, «либералами», с одной стороны, православными и социалистами, с другой, проявляются на всех «этажах» российского общества, так как либералы не разделяют эгалитарную концепцию социальной справедливости, являясь сторонники элитарной концепции «социальной несправедливости», принимая и оправдывая жестокую конкурентную борьбу, олигархат (господство «денежных мешков»), аморализм и эгоизм деятелей капитализма. Препятствие для формирования общества социальной справедливости и социального согласия заключается и в том, что либералы господствуют в СМИ.
В подобных условиях патриотизм как основной ориентир внутренней политики Российского государства обязательно должен быть подкреплен декларацией о формировании общества социальной справедливости. Это должно происходить путем социального перераспределения доходов сверхбогатой части населения через механизмы национализации природной ренты и введение прогрессивной системы налогообложения, как это делается в других странах. В «Основах социальной концепции Русской православной церкви» отмечается: «Необходимо достичь такого мироустройства, которое строилось бы на началах справедливости и равенства людей перед Богом, исключало бы подавление их воли национальными или глобальными центрами политического, экономического и информационного влияния» [5, с. 211].
Безусловно, общество социальной справедливости невозможно построить, не преодолев современных размеров коррупции и безнравственности в российской жизни (взятки, мошенничество, падение престижа честного труда, экологический вандализм, наркомания, проституция, открытая и скрытая пропаганда всевозможных пороков и насилия и др.). Только решимость и воля власти, церкви и народа способны преодолеть духовно-нравственный кризис. Психологи, выполняя свой гражданский долг, также играют здесь свою далеко не последнюю роль. Главным национальным проектом в стране должен стать реальный проект духовно-нравственного преображения России и построения общества социальной справедливости.
Литература
- Достоевский Ф.М. Записки из Мертвого дома // Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3. М. Изд-во Художественной лит-ры. 1956.
- Кузьмин Е.С. Актуальные проблемы социальной психологии. Л. Изд-во ЛГУ. 1987.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб. «Питер». 1997.
- Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы. СПб. Алетейя. 2015.
- Основы социальной концепции Русской православной церкви // Юбилейный Архиерейский собор РПЦ (Сборник докладов и документов). СПб., 2000.
- Российское общество: проблемы социального согласия и развития (Человек и общество. Вып. 33) / Под ред. В.Е. Семёнова. СПб. Изд-во СПбГУ. 2014.
- Семёнов В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Социальная психология в трудах отечественных психологов. (Хрестоматия) / Сост. А.Л. Свенцицкий. СПб. «Питер».2000. С. 485–492.
- Семёнов В.Е. Полиментальность как новый концепт в социально-психологических исследованиях// Современная психология: состояние и перспективы. Т. 2. Отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев. М. ИП РАН. 2002. С. 226-229.
- Семёнов В.Е. Современные методологические проблемы в российской социальной психологии // Психологический журнал. 2007. №1. С.38-45.
- Семёнов В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. СПб. Изд-во СПбГУ. 2008.
- Семёнов В.Е. Современная Россия в контексте концепции российской полиментальности // Историогенез и современное состояние российского менталитета / Под ред. В.А. Кольцовой, Е.В. Харитоновой. М. ИП РАН. 2015. С. 403–429.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. Политиздат. 1992.
- Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. М. «Проспект». 2006.
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ №683 от 31.12. 2015 ) // www.kremlin.ru/acts/bank/40391
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года ( распоряжение Правительства РФ №996р от 29.05.2015 ) // www.docs.cntd.ru/document/420277810
- Этика Аристотеля. СПб. 1908.
- Giroux H. A. Zombie Politics and Culture in the Age of Capitalism. N.Y. PETER LANG. 2014
Источник: Семёнов В.Е. Проблемы ценностно-ментальной идентичности российских психологов // Методология современной психологии. Вып. 7 / Под ред. В.В. Козлова и др. М. – Ярославль. Изд-во МАПН, 2017. С. 352-358.