Тенденции изменений в ценностях российской молодежи (Tendency of changes in values of russian youth)

В.Е. Семёнов (V. Semenov)

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются изменения в ценностях российской молодежи за последние 15 лет (неизменность лидирования ценностей семьи и здоровья, возрастание значения ценности справедливости, снижение значения патриотизма и коллективизма и др.). При этом анализируются данные эмпирических социологических исследований молодежи, выполненных автором и его коллегами. Специально рассматривается социальная справедливость как принцип достижения адекватной российской идентичности, патриотизма и национальной безопасности.

ABSTRACT

The article examines changes in the values of Russian youth over the past 15 years (the invariability of the leadership of family values and health, the growing importance of the value of justice, the decline in the importance of patriotism and collectivism, etc.). At the same time, the data of empirical sociological studies of young people performed by the author and his colleagues are analyzed. Special consideration is given to social justice as the principle of achieving adequate russian identity, patriotism and national security.

 

Ключевые слова: ценности, вера, патриотизм, герои времени, индивидуализм – коллективизм, российские менталитеты, социальная справедливость.

Key words: values, faith, patriotism, heroes in our time, individualism – collectivism, Russian mentalities, social justice.

 

Опросы, проведенные в 2013-2017 гг. сотрудниками НИИ комплексных социальных исследований, Центром политических и психологических исследований и молодыми сотрудниками петербургского молодежного журнала «5 углов», в которых автор был руководителем или экспертом, позволяют на основе ответов около двадцати тысяч молодых людей, прежде всего, петербуржцев, школьников и студентов, получить своеобразный социально-психологический эскиз к портрету нашего молодого современника. Как и в прежних исследованиях молодёжи, выполненных под руководством автора в 2001-2010 гг. [5-6] , среди жизненных ценностей на первом месте остается семья. Несмотря на все неурядицы современной брачно-семейной жизни, возрастание количества официально незарегистрированных браков, семья остается российской мечтой. На втором месте, по-прежнему, ценность здоровья. На третьем месте (хотя как ни странно, уже не у большинства) — друзья. Далее, следуют три близкие по значимости ценности: интересная работа, деньги и справедливость. Однако в последнее время происходит рост значения справедливости в сознании молодежи, что связано с усилением финансово-имущественного неравенства и снижающимся уровнем жизни у большинства населения. И что особенно тревожит: в самой нижней части списка основных ценностей оказывается ценность веры. И это притом, что на прямой вопрос о вере, среди молодых людей всегда более половины отвечают, что они верующие, религиозные люди. Однако, когда надо выбрать наиболее значимые ценности, вера оказывается на последнем месте. И это наблюдается нами с 2001 года. Только в городах провинции, в отличии от Петербурга, процент молодых людей, выбирающих веру, подымается выше 20%.

Особое внимание в наших исследованиях было обращено на проблему патриотизма, как ценности. Опрос в начале 2014 года показал, что только половина опрошенных молодых людей считали себя патриотами своей страны, лишь 18% респондентов готовы были жертвовать личными интересами ради общества, для 15% патриотизм — устаревшее понятие. Но под влиянием событий в Крыму и Новороссии, замечательной акции «бессмертный полк», исследование весной 2015 года засвидетельствовало увеличение количество молодых петербуржцев-патриотов. В то же время обозначилась целая группа молодых людей, которые по сути не имеют российской идентичности и отвергают понятие патриотизма . Они низко оценивают Россию, желают уехать, на Запад, называют себя «гражданами мира», «глобалистами», «космополитами». Эти молодые люди извращенно понимают смысл термина патриотизм: «атавизм», «национализм», «расизм», «фанатизм», «пропаганда», «лицемерие». Как показало также наше исследование петербуржцев в 2013 г., с патриотизмом явно неблагополучно именно в группе молодежи моложе 25 лет: почти 40% из них не считают себя патриотами своей страны (см. табл. 1).

Таблица 1. Соотношение патриотов и не патриотов в разных возрастных группах населения Санкт-Петербурга, выборка 1207 чел. (%)

Ценностные группы  Возрастные группы (кол-во лет)
 18 — 24  25 — 29  30 — 39  40 — 49  50 — 59 60 и более
Патриоты  54  72  74  81  75  78
Не патриоты  39  24  21  14  18  17
Затруднились ответить  7  4  5  5  7  5

 

Характерно, что молодые люди в интервью, в связи с патриотизмом, защитой родины, иногда говорят : «Я что за Абрамовича с Усмановым должен умирать?» (имеются ввиду известные олигархи). Кстати, молодой Владимир Маяковский писал в разгар Первой мировой войны в своем стихотворении «ВАМ», адресованном тогдашней буржуазии: «Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?!..». Сегодня снова капитализм и снова вопиющее социальное неравенство, к которому привели страну представители индивидуалистско-либерального прозападного менталитета.

В связи с проблемой патриотизма следует рассмотреть ответы на вопрос о героях нашего времени и личностях для подражания. Оказалось , что такие у молодежи имеются. При этом герои российские и зарубежные разделились почти поровну. Обнаружился любопытный феномен: среди наших, российских героев 53% являются родственниками и знакомыми опрошенных, которыми они нередко восхищаются. Среди российских героев также называют исторических личностей, современных политиков, людей искусства, однако, каждое имя упоминают лишь по 1-2 раза, за исключением В.В. Путина. И остались совсем неназванными российские ученые, воины и космонавты (даже Юрий Гагарин, который обычно до сих пор назывался всегда). Можно сделать вывод об отсутствии в настоящее время в молодежном сознании национальных героев, как эталонных личностей, сплачивающих нацию, народ, общество. То есть либерально-прозападная дегероизация и очернение российской и советской истории не прошли без последствий для патриотического сознания молодежи. А ведь удивительные герои есть и в наше смутное время: юный русский солдат Евгений Родионов, не отказавшийся от своей православной веры под угрозой варварской казни и погибший во время чеченской войны; молодой офицер Александр Прохоренко , вызвавший огонь на себя во время боя в Сирии; лейтенант полиции Магомед Нурбагандов , захваченный в плен бандитами в Дагестане, погибший смертью храбрых. Причем два последние стали героями в 2016 году. А рекордсмен из рекордсменов путешественник и священник Федор Конюхов?… Но об этих истинных героях российские СМИ сообщают только в коротких новостях, зато каждодневно демонстрируют антигероев-антипатриотов вроде одиозной «светской львицы» (?!) К. Собчак , ненавистника православия А. Невзорова и вульгарнейшего «музыканта» С. Шнурова. Последний в прошлом 2016 году получил за свою нецензурную истероидную «музыку» 11 миллионов долларов (?!), в то время как Нобелевские лауреаты за свои научные открытия, на которые уходит едва ли не вся жизнь, получают не более одного миллиона. Этот и другие примеры девальвации труда, творчества и настоящих ценностей постоянно видит современная молодежь. СМИ и реклама «раскручивают» прежде всего «идолов потребления» и развлечений, а не настоящих героев труда и патриотизма.

Как уже отмечалось, работа (даже интересная) не относится к важнейшим ценностям петербургской молодежи. Примечательно, что учиться в ВУЗе собирается 91% опрошенных, учиться в СУЗе — 6%, а работать на какой-то работе, не требующей высшего и среднего специального образованиялишь 2% (!). Казалось бы, имеется уже достаточно информации о перепроизводстве юристов, экономистов-финансистов и менеджеров. Оказывается нет, так как наиболее предпочитаемыми среди молодежи остаются именно эти профессии. Но одновременно, всё-таки, растет число молодых, выбирающих инженерно-технические специальности, правда, прежде всего, в сфере информационных технологий. А всю «непристижную» работу, видимо, должны делать гастарбайтеры.

Были получены данные, которые заставляют взглянуть на проблему «молодежь и труд» ещё более внимательно. Молодым петербуржцам задавался вопрос: «Если бы Вам представилась возможность жить не работая, Вы бы ею воспользовались?». Ответы распределились следующим образом: «да» — 41%, «нет» — 35%, «затрудняюсь ответить» — 24%. Прошедшая многовековая история нашей страны, включая и советское время, была под знаком библейского изречения «кто не работает, да не ест». И вот наступило другое время, когда стало возможно не соблюдать этот нравственный закон, что значит жить за чужой счет. Впрочем, здесь следует вспомнить о таком всё шире распространяющемся в мире явлении как прекариат (от precarious – случайный, ненадежный, рискованный) – новый социальный слой, страта, люди, постоянно живущие в условиях безработицы, неполной занятости, необеспеченного, смутного будущего. И таких становится всё больше. Это очередное порождение несправедливого, античеловечного капитализма [ ]. Кстати, чем же занимаются наши молодые люди в любимое ими нерабочее, внеучебное время? Опрос в конце 2015 года показал, что в сфере досуга главным видом деятельности у молодежи является виртуальное общение в социальных сетях (48% опрошенных).

В других наших исследованиях было зафиксировано, что индивидуализм начинает преобладать над коллективизмом в молодежной среде. Так, в общегородской выборке населения Петербурга (2013 г.) индивидуалистами себя считали 52%, а коллективистами 43% петербуржцев в возрасте 18-24 лет (остальные затруднились ответить). В то же время среди горожан от 40 лет и старше во всех возрастных группах преобладали коллективисты (табл. 2). В исследовании учащихся средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга (выборка 1227 чел., 2015 г.) индивидуалистами считали себя 46% студентов, а коллективистами – 36% (остальные затруднились ответить). Ранее во всех наших исследованиях, хотя и не на много, преобладали коллективисты. Неужели «рубикон» перейден и к радости либералов-западников наша молодежь скоро «изживет» русские соборно-общинно-коллективистские традиции?

Таблица 2. Соотношение коллективистов и индивидуалистов в разных возрастных группах петербуржцев, выборка 1207 чел. (% )

Личностная направленность  Возрастные группы (кол-во лет)
 18 — 24  25 — 29  30 — 39  40 — 49  50 — 59 60 и более
Коллективисты  43  42  42  54  59  55
Индивидуалисты  52  50  49  36  34  37
Затруднились ответить  5  8  9  10  7  8

 

Можно сделать общий вывод о том, что среди молодежи, как и во всем нашем обществе, сохраняется приоритет микрообщности «я и семья» или «партнерство», но это уже не идейно-коллективистская структура. Работа (труд) рассматривается, в первую очередь, как средство материального потребительского обеспечения себя и семьи или только себя. Более высокие и творческие цели в этой сфере ставятся редко. Цикл исследований молодежи показал разрастание мозаично-эклектического менталитета в молодежной среде, с его вопиющими и неосознаваемыми противоречиями, «ползучей» деморализацией, отчуждением от социального целеустремленного мышления, замыканием в индивидуальном микромире и мозаичном, виртуапьном мире интернета. При этом российская идентичность и патриотизм у молодежи заметно размылись, вестернизировались и дегероизировались под влиянием более, чем 25-летнего прозападно-либерального «брейн-вошинга» посредством телевидения и других СМИ, интернета, кинопроката, массового искусства , всех видов рекламы и пропаганды, которые в сущности были частью информационно-психологической войны Запада, направленной на трансформацию российского, русского менталитета, его ценностно-нормативного ядра.

В заключение остановимся на современной ситуации в стране и возможностях её позитивного развития. Напомним, что 29 мая 2015 года Премьер-министр РФ подписал распоряжение «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [2]. Целью воспитания считается «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности» (курсив — В.С.) Это означает, что духовно-нравственное воспитание, наконец-то, возвращается в учебные заведения (по крайней мере такое воспитание стало легитимным). В последний день 2015 года, 31 декабря, В.В. Путин подписал Указ Президента № 683 «О стратегии национальной безопасности РФ [1], в которой впервые так четко говорится о том, что к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности в области культуры относятся: «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны» (курсив — В .С.). При этом « К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины»… Таким образом, «Стратегия» становится той самой чаемой всеми патриотами российской идеологией, с которой действительно можно быть гражданином своей страны и возрождать российскую идентичность, в единстве её сгармонизированной полиментальности, ядром которой является понятие и феномен социальной справедливости.

Ещё Аристотель утверждал: «Справедливость является величайшей из добродетелей… Общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности» [8, с. 91]. В свою очередь Ф.М. Достоевский писал: «Высшая и самая характерная черта русского народа — это чувство справедливости и жажда её» [3, с. 549]. Однако этим аксиомам противостоит духовно-нравственная и финансово-имущественная поляризация нашего современного общества (децильный коэффициент слишком высок, выше чем в странах Запада), что противоречит конституционному положению о том, что Россия является социальным государством. Как показывают результаты социологического исследования «Левада-центра» в мае 2016 года, сильнее всего россияне ощущают противоречия между богатыми и бедными (76% опрошенных) [9]. Исследования также показывают, что в современной России общество социальной справедливости прежде всего востребовано представителями коллективистско-социалистического и православного менталитетов, которые составляют большинство наших граждан. Членов этих групп объединяют именно ценности справедливости, патриотизма, коллективизма, веры, русской культуры и языка [6]. Для носителей либерально-индивидуалистического менталитета характерна выраженная направленность на ценность денег и гораздо меньший интерес к вере и справедливости. Либералы не разделяют эгалитарную концепцию социальной справедливости, они сторонники элитарной концепции «социальной несправедливости», принимая и оправдывая жестокую конкурентную борьбу (в сущности, «без правил»), олигархат (господство «денежных мешков»), аморализм и эгоизм капитализма.

В подобных условиях патриотизм, как основной ориентир внутренней политики Российского государства, обязательно должен быть подкреплен декларацией о формировании общества социальной справедливости. Как отмечается в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Необходимо достичь такого мироустройства, которое строилось бы на началах справедливости и равенства людей перед Богом…» [4, с. 211].

Безусловно, общество социальной справедливости невозможно построить, не преодолев современных размеров коррупции и безнравственности в российской жизни. Только добрая воля власти, церкви и народа способна победить современный, в сущности, духовно-нравственный кризис. Поэтому главным национальным проектом в стране должен стать реальный проект «Духовно-нравственное преображение России и построение в ней общества социальной справедливости». Это должен быть, прежде всего, кадровый проект. Ибо кадры, честные, умные, справедливые люди на своём месте, решают всё. Без подобного проекта невозможна в конце концов и национальная безопасность.

Литература

  1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ №683 от 31.12. 2015 ) //www.kremlin.ru/acts/bank/40391
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ №996р от 29.05.2015 ) //http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
  3. Достоевский Ф.М.Записки из Мертвого дома // Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3. М.: Изд-во художественной лит-ры, 1956.
  4. Основы социальной концепции Русской православной церкви // Юбилейный Архиерейский собор РПЦ (Сборник докладов и документов). СПб.: Изд-во СПб епархии, 2000.
  5. Семёнов В.Е. Ценностно-ментальная идентичность и социальная поляризация // Религиозная ситуация на Северо-Западе: проблемы социокультурных идентичностей (Материалы международной научной конференции) // Бюллетень Центра этнорелигиозных исследований. СПб., 2016, № 2. С. 88-96.
  6. Семёнов В.Е. Современная Россия в контексте концепции российской полиментальности // Историогенез и современное состояние российского менталитета / Под ред. В.А. Кольцовой, Е.В. Харитоновой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 403–429.
  7. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.
  8. Этика Аристотеля. СПб., 1908.
  9. «Точки разногласий» в обществе (Левада-центр, 27.06.2016) // http://www.levada.ru/2016/06/27/tochki-raznoglasij-v-obshhestve/

 

Источник: Семёнов В.Е. Тенденции изменений в ценностях российской молодежи// Бюллетень Центра этнорелигиозных исследований. СПб. 2017. №2 (6). С. 59-69

Студенты называют себя верующими, но при этом не ценят веру — соцопрос

Семёнов Валентин Евгеньевич, доктор психологических наук, руководитель …

«Вестник политической психологии» — №1(10) 2018г.

Дорогие коллеги и друзья! Представляем Вашему  вниманию вышедший …