Новости

О нравственной элите России

В.Е. Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России

 

14 июня этого года в Москве, в Институте психологии Российской академии наук (ИП РАН) праздновали 70-летие академика РАН и РАО (Российская академия образования) — двух государственных академий РФ — доктора психологических наук, профессора Анатолия Лактионовича Журавлёва. Он 15 лет (2002 – 2017) был директором ИП РАН – флагмана нашей психологической науки, а ныне его научный руководитель. А.Л. Журавлёв стал первым в истории психологом — академиком РАН (ранее психологи становились только академиками РАО, в советское время Академии педагогических наук). В Институте психологии он прошел путь от младшего научного сотрудника до директора.

Несмотря на повышение цен на ж/д и авиа- билеты, а также на гостиницы и др. неудобства футбольного «Мундиаля», поздравить Анатолия Лактионовича прибыли психологи со всей страны. Из нашего Петербурга приехали профессора-психологи Л.В. Куликов и О.С. Дейнека (СПбГУ), В.Е. Семёнов (ЦППИ). Конечно, были поздравления от руководства РАН и РАО, от ректоров университетов и деканов факультетов психологии, начиная с МГУ. Но самым значимым и интересным стало заключительное выступление самого юбиляра, очень искреннее и взволнованное.

Анатолий Лактионович рассказал о своем жизненном и научном пути. Он родился в 1948 г. в самой простой рабочей семье в селе «Новые Ключи» Куйбышевской (ныне Самарской) области, где получил начальное образование. Затем уже в г. Гомеле окончил 8-летнюю школу и машиностроительный техникум. А после в 1967 г. поступил в Ленинградский университет на только что открывшийся факультет психологии, где ему преподавали такие замечательные ученые и личности как Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалёв, Е.С. Кузьмин, Н.А. Тих, А.В. Ярмоленко. Юноша из провинции закончил ЛГУ с отличием и отправился преподавать на кафедру общей психологии в Ярославский университет. В дальнейшем он сумел поступить в аспирантуру Института психологии АН СССР в Москве, которую завершил досрочно, защитив в 1976 г. кандидатскую диссертацию «Стиль и эффективность руководства производственным коллективом». И вся его дальнейшая научная судьба связана с Институтом психологии РАН, где самое большое влияние на него, как ученого, оказали известные психологи Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, В.Ф. Рубахин и Е.В. Шорохова. Юбиляр высказал слова благодарности своим учителям и коллегам, говорил о своих недоработках и просил прощения у сотрудников, которых как-то обидел или мог обидеть. А потом, как в старые времена доверия и коллективизма, был банкет совместно с весёлым «капустником», посвященным юбиляру.

Следует отметить, что основные исследования и научные достижения А.Л. Журавлёва посвящены проблемам социальной, организационной и экономической психологии, психологии личности, труда и управления в российском обществе. Он также стал инициатором целого ряда новых направлений в отечественной социальной психологии, в том числе психологии управления в условиях неопределенности, социальной психологии терроризма, психологии коррупции.

Однако для меня, в силу собственных научных и ценностных устремлений, больше всего значимо и интересно исследовательское направление по изучению психологии нравственности, развивающееся последние годы под руководством Анатолия Лактионовича, в Институте психологии. В частности, несомненно особую важность имеет разработка проблемы и роли нравственной элиты в российском обществе. Поэтому меня радует, что первая публикация А.Л. Журавлёва с его сотрудницей А.Б. Купрейченко об этой проблеме появилась в нашем издании по результатам Межрегиональной научно-практической конференции «Православие и нравственность», проведенной общественной организацией «Собор православной интеллигенции» в 2006 г. (см. Журавлёв А.Л., Купрейченко А.Б. Роль ценностей нравственной элиты в переходные периоды жизни общества // Православие и нравственность. СПб. 2006). В дальнейшем авторы развили и дифференцировали свой подход к нравственной элите.

Уже сама постановка вопроса о необходимости и формировании нравственной элиты в современном российском обществе, находящемся в длительном духовно-нравственном кризисе, дорогого стоит, так как власть старается как можно меньше вспоминать об этой реальности и осознавать её. К основным признакам нравственной элиты авторы относят: участие в общественно полезной деятельности, приносящей пользу обществу, т. е. служащей благим, гуманным целям, с использованием средств, не наносящих вреда окружающему природному и социальному миру; готовность строго следовать моральным принципам и нормам жизнедеятельности человека; способность к решению нравственных задач, трудностей и конфликтов; готовность оказывать безвозмездную помощь другим людям, расходовать своё время, энергию, материальные ресурсы ради других людей и общества; умение воздействовать, влиять на других людей в нравственной сфере (убеждением, разъяснением, личным примером, посредством произведений литературы и искусства, различной педагогической и общественной деятельности и др.). При этом у них должны отсутствовать такие свойства как высокомерие, недоброжелательность, чрезмерная самоуверенность, нетерпимость и др. К представителям нравственной элиты могут относиться представители любых социальных слоев и групп, но, прежде всего, люди с большой буквы: Праведники, Созидатели и Подвижники, Учителя, Просветители и Проповедники, Врачеватели и Благодетели, Мыслители, Ученые и Художники (писатели и люди искусства). Авторы вспоминают не так давно ушедших представителей нашей нравственной элиты — о.Николая (Гурьянова) и архимандрита Иоанна Крестьянкина, ученых Д. Лихачева и Н. Моисеева, поэта А. Твардовского, актеров М. Ульянова и К. Лаврова и др.

Я бы обязательно добавил митрополита Иоанна (Снычева), писателей В. Распутина и В. Шукшина, космонавтов Ю. Гагарина и Г. Титова, композиторов Г. Свиридова и В. Гаврилина, философа А. Панарина и полтора года назад погибшую благотворительницу Елизавету Глинкудоктор Лиза»). А вот кого из ныне живущих наших сограждан можно отнести к нравственной элите? Вопрос не из легких, так как наши СМИ сообщают в основном только про «безнравственную элиту» «денежных мешков» и шоу-бизнеса. Плохо у нас с нравственной элитой. Но среди простых людей, наших друзей и родных мы таких людей, конечно, знаем. Правда, похоже их становится всё меньше.

 

На фото (слева направо): проф. Н.П. Фетискин (Кострома), проф. В.Е. Семёнов (Санкт-Петербург), директор ИП РАН, проф. А.Л. Журавлев (Москва), проф.Л.М. Попов (Казань), доц. В.А. Урываев (Ярославль)

Национальная безопасность и идейная борьба в культуре

В Санкт-Петербурге 12-13 апреля проходила Международная научная конференция «Идеологическое и духовное противостояние деструктивной культуре», организованная Петровской Академией наук и искусств, СПб Академией следственного комитета и Герценовским университетом. Научный руководитель ЦППИ, проф. В.Е. Семёнов был приглашен для участия в конференции с докладом на пленарном заседании, материалы которого мы публикуем.

 

В.Е. Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России.

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ИДЕЙНАЯ БОРЬБА В КУЛЬТУРЕ (По материалам доклада на Международной научной конференции «Идеологическое и духовное противостояние деструктивной культуре», Санкт-Петербург, 12 апреля 2018 года).

31 декабря 2015г. В.В. Путин подписал Указ Президента № 683 «О стратегии национальной безопасности РФ» [ 1 ]. В этом документе четко и однозначно говорится о том, что к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности в области культуры относятся: «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности;сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны» (курсив мой – В.С.). При этом «К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины» (выделено мной – В.С.). Как видим, власть обозначает приоритет традиционных духовно-нравственных ценностей и единство всей отечественной истории. Более того, наблюдается идейное единство власти и Русской православной церкви, соответствие их целей-ценностей глубинной сущности русского менталитета, духовно-нравственному вектору народа.

Однако, на практике этому ядру русского менталитета и традиционным российским ценностям в настоящее время противостоит духовно-нравственная и финансово-имущественная поляризация нашего общества. Противоречия между либералами, с одной стороны, и православными и просоциальными («белыми» и «красными») гражданами — с другой, проявляются на всех «этажах» российского общества. Одним из основных препятствий для духовно-нравственного общества социальной справедливости и социального согласия выступает значительное влияние либералов-западников, сторонников глобалистско-потребительского постмодернистского общества, в сфере культуры (образование, искусство, СМИ, реклама и др.). Отсюда прозападный, антипатриотический, провокационно-безнравственный характер содержания многих телевизионных каналов, средств массовой культуры и искусства, по сути предназначенный для перекодирования общественного сознания, традиционных российских ценностей и норм, в первую очередь, у молодежи [ 4 ].

Назовем некоторые негативные тенденции, которые проявляются в деятельности наших социальных институтов и средств культуры:

  • явный уклон в пустое, зачастую пошлое и вульгарное развлекательство, юмор «ниже пояса» (телевидение, кино, театрально-концертная деятельность, развлекательные центры).
  • преобладание на телеэкране отечественных криминальных сериалов и фильмов, в которых всё разрастаются сцены крайней жестокости и насилия, аморализма и цинизма, в том числе представителей полиции и закона (например, «Метод», «Майор», «Невский проспект» и т. д. и т. п.);
  • откровенное заимствование негативных жанров (ужасы, мистика, антиутопия, монстро-вампиро-мания, так называемая «эротика» и извращенный секс) и сюжетов западного кинематографа (например, перенесение истории «Рембо» в нашу провинцию или образа офицера-предателя из американского, снятого на основе израильского, сериала «Родина», — в Москву);
  • тотальное засилье на многих российских телеканалах ( в первую очередь, молодежных) американских фильмов, в том числе антироссийских и антисоветских, где орудует чудовищная русская мафия, а наших солдат американские супермены убивают сотнями.
  • практически неподконтрольная нравственным нормам и этике массовая «интернет-культура», с её субъективным произволом, ложью, обманом (фейками), сплетнями, злобными троллями, порнографией, языковым беспределом, стимуляцией к терроризму и самоубийствам, а также электронные игры, среди которых немало зомбирующих и вредных.
  • расширяющееся вовлечение детей (даже самых маленьких) в шоу-бизнес, во всевозможные конкурсы, где «наставники» и «судьи» поощряют их подражание сомнительным «звездам» и «кумирам», калечат их личности неумеренным захваливанием и одновременно стимулируют безудержную конкуренцию и зависть; детская «ярмарка тщеславия»;
  • русский язык и русская речь уже требуют реальной защиты и лечения от эпидемии американизмов и иных иноязычных слов и интонаций, от чудовищной заразы нецензурной речи, от повсеместной массовой неграмотности (ударения, произношение, орфография и синтаксис). Авторитет русского языка снижается: бывшие республики СССР переходят на латиницу, даже малые дети всё чаще поют на певческих российских конкурсах на английском языке, граффити на наших улицах также рисуются исключительно на латинице, рок-поп-музыка также скоро будет только англоязычная. И на анонсах научных конференций в России уже не редкость прочесть: «рабочий язык английский»;
  • навязывание и реклама в СМИ так называемых экстрасенсов, гадалок, ворожей, астрологов, с помощью которых зомбируется и мистифицируется население; опасная реклама лекарств и самолечения;
  • в настоящее время в российской молодежной культуре отсутствует «галерея» образов современных героев (людей мужества и труда), их подменяют клипы «идолов потребления и моды»;
  • не прекращается демонстративное поношение святого, духовного и нравственно-классического так называемыми новаторами-авангардистами-постмодернистами: от разрубания икон на выставке и канкана в храме — до голых задов и физиологических «откровений» на сценах известнейших государственных театров. По какому праву лженоваторы, неспособные создать ничего своего оригинального и великого, издеваются над творениями Пушкина и Чехова, Мусоргского и Чайковского? Почему эти проблемы не решаются юридически? И зачем тогда авторское право?…

Анализируя эти проявления контркультуры, нельзя не придти к выводу о несомненной антидуховной, аморальной и в конечном счете антироссийской деятельности целого клана чиновников и «делателей» подобной псевдокультуры. Возникает закономерный вопрос: Почему не исполняются установки «Стратегии национальной безопасности» в сфере культуры? Почему можно разрушать истинные человеческие ценности, развращать детей и молодежь? Почему в то же время народное искусство, образы настоящих героев нашего времени, вечные ценности истины, добра и красоты не реализуются в нашей современной русской, российской культуре? Множество отечественных и зарубежных социологических и психологических исследований доказали, что подобная «грязная», античеловечная культура отрицательно и разрушительно влияет на людей. [ 2 ]. И большинство российских граждан осуждает проявления жестокости и низости в массовой культуре и искусстве [ 3 ]. Значит государство в содружестве с народом и церковью обязано очистить и вылечить отечественную культуру от становящихся хроническими болезней.

 

Р.S. Свежие примеры наших странных тенденций:

23 марта 2018 года на Первом телевизионном канале в программе «Голос. Дети», посвященной детскому песенному конкурсу, проводился выбор лучших из группы наставника В. Меладзе. Меня поразило то, что из пяти участников три девочки пели на английском, один мальчик – на испанском и только одна девочка пела на русском.

«Панорама ТВ» (Петербург, 2018, № 7, с. 10) восторженно сообщает: «Сын певицы Натальи Сенчуковой и солиста группы «Дюна» Виктора Рыбина вырос настоящим красавцем. Накачанный торс, 187 сантеметров роста… Сейчас юноша, как и его знаменитые родители, увлекается музыкой. Он создал свою группу, для которой пишет песни на английском языке.

 Данила Козловский снялся в фильме наших британских «друзей» о русской мафии на Западе. С ним снялся ещё один «достойный» канадско-российский гражданин Алексей Серебряков и дочь великого русского писателя, режиссера и артиста Мария Шукшина (как-то обидно за Василия Макаровича).

 Театр им. Ленсовета 19 и 26 апреля этого года дает спектакль «Город. Женитьба. Гоголь». Поясняется, что это сочинение по пьесе «Женитьба» Н.В. Гоголя. И тут же: «В спектакле звучат тексты из романа Достоевского «Идиот» и романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин», стихотворение Цветаевой « Мы с Вами разные, как суша и вода». «Режиссер Юрий Бутусов вместе с замечательными артистами сочиняет щемящую петербургскую историю про одиночество»… и т д. А мне думается, что это очередное примитивное постмодернистское издевательство над классиками, которое может вызвать только сарказм: опять продают убогий коллаж, нагло занимаясь воровством и плагиатом. Когда же наши правоведы сумеют защитить авторские права великих?! Но защищать Гоголю надо даже право на свою биографию, ибо и её кино-шоу-бизнес превратил в дешевый блеф под псевдонимом «фэнтези» ( фильм «Гоголь. Начало»)

А поп-певец Максим Леонидов с коллегами использовал персонажей Марка Твена (Тома Сойера и всю компанию), пересадив их в 1950-ые годы и назвав это детским спектаклем «Крем, джем и Буги-вуги ( с большой буквы, уважают буги). Ну, здесь уже международная кража, воистину, « русская мафия»…

Владимир Маяковский ещё 100 лет назад (в 1916 г.) возмущался подобным разбоем: «В. Брюсов выпустил окончание поэмы А.С. Пушкина «Египетские ночи» и потом следует эпиграмма:

«Разбоя след затерян прочно

во тьме египетских ночей.

Проверив рукопись построчно,

гроши отсыпал казначей.

 

Бояться вам рожна какого?

Что против Пушкину иметь?

Его кулак навек закован

в спокойную к обиде медь!» [ 5, с. 123 ].

Снова капитализм и снова подобный разбой, только грандиозней. Таков современный «прогресс».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ №683 от 31.12.2015 г. http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-31122015-n-683/ (дата обращения 17.03.2018)
  2. Семёнов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. Изд. 2-е исправ. и доп. Самара. Изд-во Самарского научного центра РАН. 2007.
  3. Семёнов В.Е. Современная Россия в контексте концепции российской полиментальности // Историогенез и современное состояние российского менталитета / Отв. ред. В.А. Кольцова, Е.В. Харитонова.- М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – С. 403-429.
  4. Семёнов В.Е. Российская идентичность и патриотизм в полиментальном обществе // Социальная и экономическая психология. 2017, №3. С.116-142 http://soc-econom-psychology.ru/engine/documents/document374.pdf (дата обращения 17.03.2018)
  5. Маяковский В.В. Полное собрание сочинений. Т.1, Москва. Изд-во худ. лит. 1955.

Эффективность использования технологий виртуальной реальности для тренировки эмпатии

Доклад Иванова В.С. на Международном молодежном научном форуме «ЛОМОНОСОВ-2018», секция «Информационные технологии (виртуальная реальность и айтрекинг) в психологическом исследовании, образовании и психологической практике»

Нравственно-психологические факторы формирования гражданского сознания учащейся молодежи (интернет-опрос)

В марте 2018 г. стартует исследовательский проект на тему: «Нравственно-психологические факторы формирования гражданского сознания учащейся молодежи. Исследование проводится методом интернет-опроса.

Центр политических и психологических исследований совместно с кафедрой политической психологии СПбГУ в рамках реализации научно-исследовательского направления «Гражданская психология» проводит исследование на тему: «Нравственно-психологические факторы формирования гражданского сознания учащейся молодежи». 

Руководитель исследования — доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Валентин Евгеньевич Семенов.

Исследование проводится методом интернет-опроса. К участию приглашаются  студенты средних и высших профессиональных образовательных организаций, а также учащиеся старших классов общеобразовательных школ.

Перейти на страницу онлайн-опроса

История и опыт социально-психологической школы НИИКСИ

История и опыт социально-психологической школы НИИКСИ Санкт-Петербургского (Ленинградского) Государственного университета (интервью с В.Е. Семеновым в связи с 75-летием со дня рождения).

Интервью с российским социальным психологом, доктором психологических наук, профессором Валентином Евгеньевичем Семеновым приурочено к его 75-летию. В нем представлено несколько образов ученого – руководитель, исследователь, общественный деятель, поэт. Воспоминания Семенова реконструируют сложный период в развитии отечественной социальной психологии, а именно Ленинградской научной школы, сформировавшейся под руководством Е.С. Кузьмина. Подробно изложены этапы становления и причины завершения деятельности научно-исследовательского института комплексных социальных исследований (НИИКСИ). В интервью приводятся взгляды ученого на связь прошлого, настоящего и будущего отечественной социальной психологии. Читать дальше

Интервью В. Е. Семёнова на телеканале «Санкт-Петербург»

Интервью В. Е. Семёнова на телеканале «Санкт-Петербург» 13 октября 2017 — Влияние СМИ на здоровье человека. Консультация психолога

Гость: Валентин Семёнов, доктор психологических наук, профессор СПбГУ.

Андрей Зайцев, ведущий:
Тема сегодняшней полезной консультации – влияние СМИ на здоровье человека. В гостях студии — Валентин Семёнов, доктор психологических наук, профессор. Читать дальше

Валентин Семенов: Вновь забываем о духовно-нравственной сущности русского мира?

В слова главы Минобрнауки В.Фалькова об отказе от Болонской системы …

В фильме содержатся сцены… Кино как стимул насилия и психопатологии

Ужасный расстрел в Казани… Ещё более кровавый расстрел три года …

Семёнов В.Е. «Достоевский как психолог»

Психологический гений Достоевского обусловлен не только специфической …